Международный день борьбы с коррупцией ежегодно отмечается 9 декабря

09.12.2016 года в администрации Рошни-Чуйского сельского поселения прошел семинар-совещание посвященное к Международному дню борьбы с коррупцией. В мероприятии приняли участие: Глава Рошни-Чуйского сельского поселения В.М.Закаев, члены рабочей группы по противодействию коррупции при администрации сельского поселения, руководители учреждений и организаций поселения, представители духовенства поселения.

Международный день борьбы с коррупцией провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН и ежегодно отмечается 9 декабря, начиная с 2004 года. В этот день в 2003 году в Мексике была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Целью учреждения этого Международного дня, как указано в резолюции Генеральной Ассамблеи, было углубление понимания проблемы коррупции и роли Конвенции в предупреждении коррупции и борьбе с ней.

Коррупция является одной из серьезнейших угроз безопасности страны, и не случайно борьба с ней определена в качестве главного приоритета государственной политики. Многие ученые подчеркивают, что «обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны связано с повышением качества государственного управления, однако решению этой задачи препятствует коррупция.

В целом вопросами антикоррупционной деятельности в настоящее время занимаются не только государственные органы и правоохранительные структуры, но и представители научного сообщества, авторитетные общественные организации.

В нашей стране для борьбы с коррупцией сделано многое: создана законодательная база противодействия коррупции, приняты организационные решения по ее предупреждению, активизирована деятельность правоохранительных органов.

Сформирована единая система государственного финансового контроля за использованием бюджетных средств всех уровней. Функционирует Межведомственный координационный совет по вопросам государственного финансового контроля  — консультативно-координационный орган, созданный в целях обеспечения формирования единой системы государственного финансового контроля в республике, координации работы и организации взаимодействия органов государственного финансового контроля, осуществляющий свою деятельность на общественных началах. Основными задачами Межведомственного координационного совета являются разработка предложений по обеспечению соблюдения требований законодательства при использовании бюджетных средств, государственного имущества  ЧР, а также анализ состояния финансово-бюджетной дисциплины, динамики и тенденций ее изменения, выработка согласованных подходов к определению методов выявления, квалификации и пресечения финансовых нарушений. Деятельность Межведомственного координационного совета позволила более эффективно использовать потенциал органов госфинконтроля и вести четкий контроль за устранением выявляемых нарушений. В настоящее время специалисты ориентированы на установление возможных коррупционных проявлений и, что особенно важно, причин и условий, способствующих им.

Одним из направлений борьбы с коррупцией является реализация антикоррупционной политики в органах местного самоуправления. Комплекс антикоррупционных мер, реализуемых администрацией Рошни-Чуйского сельского поселения не ограничивается контролем за сведениями о доходах и имуществе работников. Не менее важным является создание таких условий, которые исключат саму возможность каких-либо коррупционных проявлений. Прежде всего, это антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов, задача которой – исключить из документов все неясности толкования и избыточные функции муниципальных чиновников, позволяющие им воспользоваться своим служебным положением.

В 2016 году антикоррупционной экспертизе подверглись все НПА и проекты НПА Рошни-Чуйского сельского поселения, коррупционные факторы не выявлены. Особое внимание уделяется административной реформе. В здании администрации поселения висит стенд по антикоррупции, на котором размещены: нормативно-правовые акты, регулирующие основные направления деятельности по противодействию коррупции, номера телефонов доверия, распоряжение о назначении ответственного лица, состав антикоррупционной комиссии. Разработаны регламенты предоставления муниципальных услуг. Регламент, в данном случае документ, в котором четко прописаны все действия заявителя и муниципального служащего, сроки рассмотрения заявок.

В последнее время было много сделано в целях повышения открытости органов местного самоуправления. Федеральными законами, муниципальными правовыми актами достаточно четко прописаны процедуры обсуждения и публикации бюджетов, правовых актов, размещения заказов на товары, работы и услуги. На сайте администрации Рошни-Чуйского сельского поселения публикуются муниципальные правовые акты, регламенты предоставления муниципальных услуг, местные целевые программы и сведения об их реализации, организован сбор обращений граждан о коррупционных проявлениях. Но эффективность антикоррупционной политики кроме мер, предпринимаемых самими органами власти, зависит и от степени вовлеченности в работу по противодействию коррупции институтов гражданского общества. Вместе с тем, необходимо бороться не только с проявлениями коррупции, но и с причинами и условиями, ее стимулирующими. Несомненно, что работа по всем этим направлениям будет продолжена, это усиление публичного контроля за деятельностью органов местного самоуправления, уменьшение количества разрешительных функций и совершенствование форм их реализации (например, через Интернет), введение системы контроля за доходами муниципальных служащих. При этом успешная антикоррупционная политика невозможна и без изменений в общественном и индивидуальном сознании, без серьезного изменения правил поведения, причем как муниципальных служащих, так и самих граждан.

Для сокращения коррупционных рисков в рамках административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг практически завершена работа по переводу наиболее востребованных услуг в электронный вид. Эта деятельность — одно из направлений реализации такого принципа противодействия коррупции, как публичность и открытость работы государственных органов и органов местного самоуправления.

Населению республики уже  доступен сервис электронных услуг.                             С помощью электронных услуг можно осуществить  платежи  по коммунальным услугам и по местным налогам и сборам.

Все это оказывает серьезное профилактическое воздействие на бытовую коррупцию.

Однако технические решения не являются панацеей от коррупции. Поэтому необходимо уделять особое внимание вопросу повышения правосознания граждан, которое неразрывно связано с воспитанием уважения к закону. И такое воспитание, по нашему мнению, должно начинаться с ранних лет, пока личность человека еще полностью не сформирована.

В муниципальных образованиях, особенно в сельских поселениях, имеются объективные сложности с возложением функций по профилактике коррупционных и иных правонарушений на должностных лиц кадровых служб. Как правило, в большинстве органов местного самоуправления решение кадровых вопросов возлагается на должностных лиц общих, организационных, либо юридических отделов. То есть практическая реализация мер по противодействию коррупции осуществляется лицами, которые выполняют функции кадровых сотрудников в качестве дополнительной нагрузки, что не может не отразиться на качестве реализуемых мероприятий.

Кроме того, на муниципальном уровне, особенно сельском, затруднительно обеспечить включение в каждую комиссию представителя научных организаций и образовательных учреждений, чья деятельность связана с государственной или муниципальной службой, а также представителя общественной организации. Эту проблему можно  решит путем создания в пределах муниципального района единой комиссии с делегированием ей полномочий по рассмотрению вопросов в отношении всех муниципальных служащих района. Для этого поселения (воспользовавшись предоставленным законодательством правом передавать муниципальным районам, часть полномочий по решению вопросов местного значения). Заключают соглашения о передаче части своих полномочий по осуществлению мер по противодействию коррупции в поселениях, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом успешная антикоррупционная политика невозможна и без изменений в общественном и индивидуальном сознании, без серьезного изменения правил поведения, причем как муниципальных служащих, так и самих граждан.

 

Глава Рошни-Чуйского сельского поселения                              В.М.Закаев